Дело идет к зиме, а где-то зима уже пришла, и пора задуматься об исправности отопления. Сегодня я расскажу о маленькой, но очень важной детали отопительной системы, о кране Маевского.
Кран Маевского устанавливается в верхний части батареи для стравливания (удаления) воздуха из системы отопления. Если не удалять воздух, то батарея не будет полностью наполнена горячей водой и ее отопительная мощность будет меньше номинальной (мощность батареи в КВт указана в инструкции).
Вот так выглядит кран Маевского, уже повидавший виды, установленный на алюминиевую батарею.
На кране видны следы ржавчины, что кажется странным, так как батареи алюминиевые, а трубы полипропиленовые. Скорее всего, это из-за того, что ржавеет шток крана.
В разобранном виде кран Маевского выглядит следующим образом.
Принцип работы заключается в том, что стальной конусный шток в закрученном состоянии полностью перекрывает сквозное отверстие. Для стравливания воздуха шток немного откручивается (отверткой или краником-насадкой) и воздух выходит через отверстие в боковой (в данном случае пластмассовой) поверхности крана.
Нижняя часть крана Маевского представляет собой ровную поверхность с отверстием по центру.
Цена крана Маевского зависит от размеров, чем больше размер, тем больше цена. К примеру, кран на 25 мм я купил за 30 рублей. Выбирая кран Маевского, вы должны знать его размер.
Поскольку гайка на кране узкая, разводным ключом можно повредить эмаль на батарее, что я и сделал в свое время.
Обратите внимание, что кран Маевского вкручивается в аллюминиевую гайку у которой левая резьба, т.е. когда кран Маевского выкручивается, гайка затягивается, и наоборот.
Для установки или замены крана Маевского нужен небольшой ключ для сантехники. Сейчас я использую, для подобных целей, ключ с узкими губками.
Поскольку на кране Маевского есть резиновое кольцо, необходимости затягивать кран до упора нет.
В заключение, хочу обратить внимание, что кран Маевского относительно надежная штука. Мне пришлось заменить только один кран из семи за три года. По всей видимости, был заводской брак: шток крана не закручивался полностью, из-за этого он намертво прикипел к внутренней резьбе.
Мал золотник, да дорог. Вещь, на первый взгляд примитивная, но довольно полезная. Помню времена, когда на батареи центрального отопления ставили обычные водопроводные краны. Правда через них не только стравливали воздух, но и тырили горячую воду 🙂